Ваш город: Нальчик

Наши гарантии
Только сертифицированные и квалифицированные врачи
Индивидуально подобранная программа лечения
Быстрые позитивные изменения самочувствия
Комплексный подход к помощи пациентам
Более 24 лет практики работы с пациентами

ребенок и врачиДебильность — заболевание, связанное со снижением интеллектуальных способностей и нарушением мышления, концентрации внимания, памяти, восприятия, проявления эмоции, воли. Состояние обусловлено приостановкой развития или поражением мозга плода органической природы. Во взрослом возрасте больной не способен абстрактно и логически мыслить, обобщать, ориентироваться в пространстве, контролировать эмоции и поведение, обучаться и адаптироваться в обществе. Это заболевание — самая распространенная форма умственной неполноценности.

Выделяют три степени дебильности с учетом уровня интеллекта, определяемого по шкале IQ:

  • Легкая — самая распространенная форма. Встречается у 75% больных. IQ составляет 65 – 6 9 баллов. Пациенты могут обучаться в специализированных учебных заведениях, выполнять простые трудовые задания, вести самостоятельный быт и общаться с окружающими. Однако у них затруднено абстрактное мышление, обобщение, логика, ориентация, самоконтроль и социальная адаптация.
  • Средняя — более тяжелая форма умственной отсталости. Встречается у 15% всех больных. Согласно классификации дебильности, IQ составляет 60 – 64 балла. Пациенты могут обучаться только в специализированных классах, выполнять простые задания под контролем, нуждаются в постоянной помощи и наблюдении в повседневной жизни и общении. У них сильно снижено мышление, память, внимание, восприятие, эмоции, воля, наблюдаются выраженные проблемы с речью и поведением.
  • Тяжелая — крайняя форма умственной отсталости. Встречается у 10% больных. IQ составляет 50-59 баллов. Пациенты не способны к обучению, труду, самообслуживанию и общению. У них почти отсутствует мышление, память, внимание, восприятие, эмоции, воля, речь. Они полностью зависят от окружающих и нуждаются в постоянном уходе и лечении.

Олигофрения и дебильность — формы умственной отсталости. Олигофрения бывает врожденной или приобретенной, вызывается генетическими нарушениями, инфекциями, травмами, заболеваниями головного мозга. Заболевание проявляется снижением интеллекта, эмоций, воли, речи и поведения.

  • Наследственные факторы: тяжелые генетические синдромы, микроцефалия и другие нарушения развития мозга.
  • Неблагоприятные влияния на плод в период беременности: краснуха или сифилис у беременной, конфликт резус-факторов, кислородное голодание, воздействие алкоголя, наркотиков, препаратов с токсичным действием.
  • Родовая травма, удушение, гидроцефалия и другие повреждения головного мозга при рождении.
  • Инфекционные поражения ЦНС, отравления, травмы, болезни, которые могут навредить развитию мозг в раннем возрасте.
  • Голодание, несбалансированное питание, недостаток сна, стресс и другие факторы, которые могут негативно влиять на развитие мозга и психики.

врач и пациентСимптомы дебильности следующие:

  1. Физическое отставание в развитии. Дети позже начинают сидеть, ходить, говорить, писать и читать по сравнению со сверстниками.
  2. Нарушение абстрактного мышления. Детям не умеют обобщать, логически мыслить, строить причинно-следственные связи, проводить аналогии и сравнения. Их мышление наглядно-образное, конкретное и простое.
  3. Снижение памяти и внимания. Дети плохо запоминают новую информацию, особенно если она не связана с их жизненным опытом, легко отвлекаются на посторонние раздражители и не могут сосредоточиться на одном деле.
  4. Неразвитость речи. Дети имеют бедный словарный запас, нарушения произношения и интонации. Они могут говорить монотонно, повторяться, использовать заимствованные слова и фразы, не понимать смысл сложных высказываний.
  5. Эмоциональная нестабильность. Дети с умственной дебильностью бывают чрезмерно эмоциональными, импульсивными, легко возбудимыми, раздражительными, агрессивными или апатичными. Они испытывают тревогу, страх, вину, стыд, зависть, ревность, гнев, радость, грусть.
  6. Отсутствие природной пытливости и фантазии. Дети не проявляют интереса к новым знаниям, исследованиям, играм, творчеству. Они предпочитают заниматься привычными и простыми делами, не в состоянии придумывать истории, рисовать, делать поделки.
  7. Внушаемость, безынициативность. Дети легко поддаются влиянию окружающих, не могут защитить свои права и интересы, самостоятельно принимать решения и действовать. Они нуждаются в постоянном контроле и поддержке взрослых.

Для диагностики используются методы, помогающие оценить уровень интеллекта и психического развития человека. Среди этих методов выделяют следующие:

  • Психометрия — измерение психических способностей с помощью специальных тестов, шкал и опросников. Например, шкала IQ показывает отношение умственного возраста к хронологическому.
  • Психологические тесты — задания для проверки способности к абстрактному мышлению, обобщению, логике, восприятию, запоминанию, вниманию, речи. Например, в тесте с сюжетными картинками нужно составить историю по последовательности изображений.
  • Эксперименты по классификации изображений — задания, в которых нужно распределить предметы или картинки по определенным категориям или признакам. Например, эксперимент по классификации цветов — отделить красные от синих.

Диагностику проводят врач-психиатром или психолог, которые анализируют результаты тестов и наблюдают за поведением, речью, эмоциями и интересами пациента. Диагноз ставится, если у человека выявляется снижение интеллектуальных способностей и нарушение психических функций, которые не соответствуют возрасту и уровню образования.

    Помощь в лечении и реабилитации зависимостей
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

    Методы лечения дебильности зависят от степени и формы заболевания, индивидуальных особенностей пациента:

    1. Медикаментозная терапия — применение лекарственных препаратов для улучшения работы мозга, снятия психического напряжения, устранения сопутствующих соматических заболеваний: ноотропы, антипсихотики, антидепрессанты, седативы, витамины.
    2. Корригирующая терапия — задействование педагогических, психологических и логопедических методик, направленных на развитие интеллекта, речи, эмоций, воли, поведения и социальных навыков пациента. Это специальные учебные программы, игры, упражнения, тренинги.
    3. Социальная адаптация — создание благоприятных условий для жизни, обучения и труда пациента, поддержка семьи. Больным предоставляются места в специализированных школах, интернатах, центрах, рабочие места, социальные пособия.

    Прогнозы на выздоровление пациентов с диагностированным синдромом дебильности или умственной отсталостью зависят от причины, степени и формы заболевания, своевременности и эффективности лечения. К сожалению, заболевание нельзя вылечить полностью, оно сопровождает человека всю жизнь. Однако при правильном лечении дебильности и коррекции можно добиться улучшения качества жизни, повышения уровня интеллекта, развития психических функций, формирования навыков самообслуживания и общения, адаптации к социальной среде. При легкой степени пациенты могут отчасти вести самостоятельный быт, обучаться в специальных школах, осваивать простые рабочие специальности, иметь семью и детей. При средней и тяжелой степени пациенты нуждаются в постоянной помощи и надзоре, не способны к обучению и труду, не могут самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности и общаться с окружающими.

    Мнение авторов

    «Умственная отсталость и олигофрения — это одно и то же, но олигофрения — это греческое название, введенное в обиход в позапрошлом веке. Умственная отсталость включает в себя социально-педагогическую запущенность, в то время как олигофрения — это недоразвитие, которое трудно изменить. Врожденная умственная отсталость чаще всего формируется за счет патологий в пренатальном периоде: интоксикации, травмы, радиация, вирусные заболевания матери и расстройства, связанные с беременностью. Приобретенная умственная отсталость вызывается из-за наследственных факторов, генетических мутаций или хромосомных нарушений».

    Список литературы

    1. World Health Organisation. Manual of the International Statistical Classification of Diseases, Injuries, and Causes of Death (англ.). — Jeneva, 1977. — Vol. 1. — P. 212.
    2. Олигофрении. Классификация // Руководство по психиатрии / Под редакцией Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с.
    3. Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с.

    Стоимость лечения

    Услуга
    Стоимость
    Консультация психиатра на дому (в пределах МКАД)
    от 6000 р.
    Консультация клинического психолога
    от 2000 р.
    Консультация невролога
    от 2500 р.
    Лечение дебильности
    от 2500 р.
    Популярные вопросы
    Как улучшить адаптацию при дебилизме?

    Адаптация — процесс приспособления человека с легкой степенью умственной отсталости к изменяющимся условиям жизни, обучения и труда. Для улучшения адаптации необходимо проводить комплексное лечение и коррекцию, которые включают следующие меры:

    1. Медикаментозная терапия для улучшения работы мозга, снятия психического напряжения, устранения сопутствующих заболеваний.
    2. Корригирующая терапия, направленная на развитие интеллекта, речи, эмоций, воли, поведения и социальных навыков пациента с помощью специальных учебных программ, игр, упражнений, тренингов.
    3. Социальная адаптация заключается в создании благоприятных условий для жизни, обучения и труда пациента, а также поддержке его семьи и общества.

    Адаптация требует индивидуального подхода и длительного сопровождения. При правильном лечении и коррекции можно добиться улучшения качества жизни, повышения уровня интеллекта, развития психических функций, формирования навыков самообслуживания и общения, адаптации к социальной среде.

    Влияет ли умственное отклонение на длительность жизни?
    На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как умственные отклонения имеют разные причины, степени и формы. Дебильность не является фактором, который напрямую влияет на продолжительность жизни, но может быть связана с другими заболеваниями или нарушениями, которые снижают жизненный потенциал человека. Например, синдромы Дауна или Фрагиля X, могут вызывать умственную отсталость и повышать риск развития сердечно-сосудистых, эндокринных, иммунных или онкологических заболеваний. Умственная отсталость развивается в результате врожденных или приобретенных поражений головного мозга: аноксия, инфекции, травмы, интоксикации, негативно сказывающихся на состоянии здоровья. Кроме того, умственно отсталые люди испытывают трудности с самообслуживанием, обучением, социализацией, адаптацией к изменениям, что приводит к стрессу, депрессии, изоляции, низкому качеству жизни. Поэтому важно оказывать медицинскую, психологическую и социальную поддержку, обучать навыкам, которые помогут им лучше интегрироваться в общество.
    Отзывы о центре Екатерины Шуровой
    5 60
    «Время перемен»
    Новые навыки построения отношений с зависимым
    За 10 занятий измените жизнь к лучшему
    Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.