Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в вербальном общении, но при этом имеют нормальный слух и интеллект. Они могут:
- неправильно произносить слова или строить предложения;
- иметь бедный словарный запас;
- говорить слишком быстро или слишком медленно;
- «проглатывать» слоги или буквы;
- переставлять слоги местами или иметь другие отклонения.
Речевые нарушения ограничивают общение ребенка с окружающими. Хотя многие такие дети понимают людей, которые к ним обращаются, сами они не могут выразить свои мысли, чувства и желания в словах. Как следствие, нарушается адаптация в социальной среде: ребенок не может играть со сверстниками, участвовать в общественных мероприятиях. Развивающая функция общения сводится к минимуму. Поэтому, несмотря на изначально нормальный уровень интеллекта, у таких детей развивается вторичное отставание психики, из-за чего их часто ошибочно считают умственно неполноценными. Положение усугубляется, когда ребенок начинает отставать в овладении не только устной, но и письменной речью.
Поэтому родители, которые заметили речевые нарушения у детей не должны ждать, что они пройдут самостоятельно. Необходимо обратиться за профессиональной помощью, специлисты помогут выявить причины и назначат лечение речевых нарушений вовремя.
Разновидности нарушений
Классификация речевых нарушений достаточно сложная. Тем не менее, можно выделить несколько основных проблем, с которыми чаще всего сталкиваются дети и их родители:- Дисфония. Речь глухая, сиплая, недостаточно модулированная. Голос слабый, может срываться в конце фразы.
- Дислалия. Ребенок не произносит определенные звуки, заменяет их другими или искажает до неузнаваемости.
- Брадилалия. Произношение очень замедленное, с длительными паузами между словами и предложениями. Голос монотонный, невыразительный, иногда гнусавый.
- Тахилалия. Речь очень быстрая, трудная для восприятия и понимания. Часто сопровождается таким симптомом, как «проглатывание» слогов или слов.
- Логоневроз (заикание). Ребенок запинается при произношении слов, постоянно повторяя один и те же звуки или слоги.
- Ринолалия. Речь малопонятная, невыразительная, с произношением в нос.
- Дизартрия. Невнятное произношение, вызванное неврологическими причинами, нарушением функции голосовых связок или артикуляционных мышц.
Определить тип речевого нарушения самостоятельно достаточно сложно. Иногда они комбинируются друг с другом, поэтому диагностику должен проводить опытный врач.